Антология цвета

Сегодня эстетическая реставрация зубов - это воспроизведение формы, цвета и текстуры зуба. Именно форма определяет физиологическую функцию зуба, а восстановление жевательной эффективности является профилактикой от развития последующей патологии. Создание реставрации по цвету и текстуре, соответствующих естественным зубам, дает возможность людям чувствовать себя комфортно и дарить улыбку окружающим.

Одним из основных факторов, способствующих получению высокоэстетического результата стоматологической реабилитации при условии соблюдения основополагающих принципов гармонии, является оптимальный выбор оттенков цвета зубов. Правильное, точное определение цвета зуба практически является одним из самых важных факторов, определяющих успех протезирования или реставрации.

На основе всего вышеперечисленного можно смело говорить о том, что профессия стоматолога в современных условиях предъявляет очень высокие требования к функциям зрительного анализатора врача, в число которых входит: острота зрения, контрастность, устойчивость ясного видения, степень световой и темновой адаптации, а также способность к цветоразличению.

Анатомия и функция зрительного анализатора

Ощущение и восприятие цвета зависит от физиологических и психологических особенностей человека. Самые начальные сведения о цвете, форме и размере цветов получают с помощью зрительного анализатора.

Физиология этого процесса тесно связана с особенностями строения глаза, его связью с ЦНС. Парность зрительного анализатора обеспечивает возможность пространственного отражения. В сетчатке глаза расположены два вида рецепторов, с помощью которых человек может реагировать на внешнее освещение. Так, посредством палочек различается свет, и их называют аппаратом сумеречного зрения, а при помощи колбочек различают цветовые параметры и соответственно их называют аппаратом дневного зрения. Это две отдельные анализаторные системы.

За счет бинокулярности зрения и движения осей глазных яблок обеспечивается объемное изображение.

Изменение восприятия цвета может происходить также под действием возрастных изменений зрительного анализатора: неправильное определене оттенков различных цветов может происходить за счет накопления бурого пигмента в роговице. С возрастом снижается подвижность глазных яблок, соответственно и степень адаптируемости к освещению снижаенся, что пагубно влияет на объективность суждений об оптических свойствах предмета. Известным фактором является то, что более чувствительным к восприятию всей гаммы цветов считается женский глаз.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СВЯЗАННЫЕ С ФЕНОМЕНОМ

ЦВЕТА.

В 1676 году физик Исаак Ньютон экспериментально доказал, что белый солнечный луч, проходящий сквозь трехстороннюю призму, разлагается на спектральные цвета. Этот спектр включает в себя все основные цвета, кроме пурпурного. Н. Проводил эксперимент следующим образом: свет проходящий сквозь щель и встречал на своем пути трехстороннюю призму, в которой белый луч разлагался на спектральные цвета. Этот веер цветов можно собрать на экране в виде цветового спектра, который непрерывно расширяется , не обрываясь от красного , через оранжевый, желтый, зеленый, синий, и до фиолетового. Если этот цветовой спектр сфокусировать при помощи линзы, то на втором экране благодаря сложению цветов опять получится белый цвет. Итак, цветовой спектр возникает благодаря преломлению луча.

Цвета образуются из световых волн, представляющих собой особый вид электромагнитной энергии. Наши глаза могут воспринимать световые волны лишь от 400 до 700 нм.

Единицей измерения длины волны является микрон.

1 микрон = 1 мкм = 1/1000мм о    1 нанометр = 1нм =1/1000000 мм

Каждый спектральный цвет имеет длину волны. По длине волны и числу ее колебаний можно точно определить цвет. Собственно световые волны бесцветны. Цвет возникает лишь в наших глазах и в нашем мозгу.

Одним из первых гипотезу о трехкомпонентности цветового зрения высказал М.В.Ломоносов, утверждая, что многообразие цветов, видимых человеком объясняется попаданием трех видов «эфира» на три цветовоспринимающих прибора.

Последующее развитие гипотеза о трехкомпонентности цветового зрения получила в трудах Юнга в 1802 году, который провел обратный эксперимент, и в отличии от Ньютона собрал свет воедино, сфокусировав световой пучок спектральных цвет, он снова получил белый цвет.Таким образом, если к одному световому цвету добавить другой, получится более интенсивный белый цвет. По логике, из суммы световых цветов зеленого и красного получится более светлый цвет, а именно - желтый.

Юнг дополнил учения о свете экспериментируя со своими цветными фонариками: он установил благодаря элиминации, что для одного и того - же спектра спектральные цвета могут быть уменьшены на три основных цвета, т.е. при помощи трех цветов - красного, зеленого, синего можно опять получить белый свет. Когда он смешал по 2 из этих цветов, он получил 3 др. цвета - голубой, пурпурный, желтый. В итоге он установил цвета спектра: первичный и вторичный.

Первичные (основные) цвета: о   красный о    зеленый о    синий

Вторичные цвета: (Из каждых 2-х основных цветов) о    голубой +зеленый = васильково-синий о    красный + голубой = пурпурный о    зеленый + красный = желтый.

На основании выше упомянутого деления спектральных цветов можно выделить цвета, которые являются дополнительными к определенным другим спектральным цветам. Замечено, что вторичным цветам не достает только одного первичного цвета, чтобы воздействовать как дополнительный и снова составлять белый свет (и наоборот). Дополнительные цвета

о   желтый - дополнительный цвет к синему о   васильково -синий - дополнительный цвет к красному о    пурпурный - дополнительный цвет к зеленому

В дальнейшем Гемгольц (1867) предположил, что восприятие цветов осуществляется с помощью трех видов нервных волокон, каждое из которых более чувствительно к одному из основных цветов. Вся видимая цветовая гамма, воспринимаемая человеческим глазом зависит от степени возбуждения волокон каким-либо цветом или смесью цветов. Когда все рецепторы возбуждены в равной стеттени - глаз воспринимает белый цвет. Если рецепторы, воспринимающие красные и зеленые цвета возбуждены примерно одинаково, а воспринимающие синий цвет не возбуждены, то возникает ощущение желтого цвета. Ощущение черного цвета возникает, когда рецепторы вообще не возбуждены. Большинство исследователей, занимающихся вопросами физиологии и патологии цветового зрения, придерживаются данной трехкомпонентной теории цветового зрения Ломоносова-Юнга-Гельмголъца, которая и поныне является наиболее признанной. Базируясь на данной теории, можно утверждать, что свет состоит из энергетических лучей с различной длиной волны, которые вызывают определенные зрительные ощущения, прямо попадая в глаз или отражаясь от предмета. Эти чувственные раздражения глаз воспринимаются и перерабаываются в ЦНС.

Видимый свет имеет длину волны от 397 до 687 миллионных долей мм (нанометры). Каждая длина волны связана с определенным цветом: от фиолетового через голубой, зеленый, желтый, оранжевый до красного.

Адсорбция и отражение.

Цвет является чисто субъективным впечатлением, сформированным в особом отделе мозга, вследствие специализации определенных клеток, палочек и колбочек, рассредоточенных по сетчатке. Сетчатка имеет три типа колбочек, чувствительных к излучению коротких (голубой), средних (зеленый) и длинных (красный) волн соответственно. Степень чувствительности трех категорий колбочек разная, они реагируют с различной интенсивностью, в зависимости от типа освещения, продуцируя ощущение цвета в мозгу.

Новые цвета могут быть синтезированы путем добавления или вычитания других. Принцип вычитания определенных света помогает в понимании того, почему лимон желтый или помидор красный.

Все, что нас окружает, все предметы, которые мы видим, принимают (улавливают) три первичных цвета : красный, синий и зеленый. Некоторые из этих предметов отражают весь принимаемый свет, другие адсорбируют его полностью или почти полностью. Болыпинство этих предметов адсорбирует лишь одну часть света, отражая оставшуюся. Этот научный закон сформулирован следующим образом: все пропускающие свет предметы (опаковые) при освещении преобретают свойство отражать весь адсорбируемый свет или часть его. Например, белая поверхность имеет 100% отражательную способность. Черная поверхность, где поглащаются все лучи, имеет 0% отражательную способность. На самом деле определенное количество световых лучей действительно попадают на сетчатку, но без выработки достаточной энергии для реакции клеток.

Все еще не ясно, почему цвет, который мы видим, является этим цветом, а не другим. Поверхность или объект могут выглядеть, например, красными, когда они отражают длинные волны, но поглощают короткие и средние. Красная поверхность отражает красный свет, но поглощает свет дополняющего цвета - голубого. Также верно и обратное: поверхность выглядит голубой, когда она отражает короткие и средние волны, но поглощает длинные.

Когда нейтральный свет (солнце) падает на поверхность, отражающую все его лучи, глаз видит поверхность белой. Поверхность выглядит черной, когда свет поглащен полностью и не имеется отраженных лучей для стимуляции клеток сетчатки.

Аддитивный и субтрактивный синтезы.

При работе над картиной замечаешь, что цветовые смеси всегда принимают то, что остается от света, т.е. всегда идешь от светлых тонов к темным. Например, при смешивании красного и зеленого цветов, получается более темный цвет - коричневый. Это обратное тому, что происходит при смешивании световых цветов. Итак, когда «рисует» свет, он складывает световые лучи различных цветов, т.е. свет получает цвета в результате суммирования или аддитивного синтеза. Как «рисует» свет?

аддитивнът синтез’. чтобы получить вторичный желтый цвет, свет суммирует красный с зеленым цветом; в результате получается светлый цвет - желтый, как сумма или аддитивный синтез световых цветов - красного и зеленого. Как «рисуют» красящие вещества?

-    субтрактивный (разностный) силтез: чтобы получить вторичный зеленый цвет, смешивают васильково - синий с

желтым. Синий цвет поглащает красный, желтый цвет поглащает синий. Единственный цвет, который оба эти цвета отражает, - это зеленый, как субстракция синего и красного.

После ознакомления с происхождением цветов мы имеем необходимые теоретические основы, помогающие представить всю полихромию цветов.

Классификация цветов на основные, или первичные, вторичные и третичные цвета: Основные красящие цвета:

о   Васильково-синий

о   Пурпурный

о   Желтый

Основные цвета нельзя получить путем смешивания других цветов, это исходные цвета, с помощью которых мы можем воспроизвести все остальные цвета, существующие в природе, в результате их смешивания. Вторичные цвета

о   Оранжево-красный

о   Зеленый

о   Темно-синий

Их получают путем простого смешивания основных цветов в соответствии со схемой. При смешивании вторичных цветов с основными получают другой, более темный тон, тон из третичных цветов и так далее. Таким образом можно создать бесчисленное множество нюансов, все из которых происходят от первичных красящих веществ (васильково -синего, пурпурного и желтого).

Язык цвета.

Если мы описываем предмет по двум его характеристикам - форме и цвету, нам кажется очень просто описать его форму, так как мы говорим о материальных измерениях: длине, высоте и ширине. И напротив, для многих людей порой очень сложно порой описать цвет, так как они никогда не замечали, что цвет - это трехмерный феномен.

Вклад Мunsel   Из в понимании цветов является сравнительно новым. В 1915 году он опубликовал «Атлас цветовой системы», в котором цвет описан как трехмерный феномен, похожий на прямоугольный параллелепипед. Трехмерная форма каждого цвета приближается к форме неправильного шара. Цвет измеряется тремя параметрами - тоном, насыщенностью и яркостью.

о   Цветовоп тон - это свойство, по которому один цветовой ряд отличается от другого, как красный от желтого или зеленый от синего. Когда мы, например, говорим что зуб желтый или оранжевый, то мы описываем тон его цвета. Шкала расцветок  включает 4 тона. А (красновато-коричневый), В (оранжевато-желтый), С (зеленовато-серый), D (розовато-серый).Соответственно возможно определить оттенок зуба, утверждая, что зуб принадлежит к одной из групп. Необходимо помнить, что тон всегда следует выбирать при соответствующем освещении (5000К).

о   Цветовая яркостъ - свойство, отличающее светлый цвет от темного. Это представлено на центральной охроматической оси цилиндра - белый цвет на вершине и черный внизу. Ряд темных тонов, идущих ступенчатообразно от черного к белому, соединяет обе крайние точки. Черный имеет нулевую яркость цвета, белый - максимальную. Лучше всего изменение цветовой яркости видно при изменении расстояния между предметом и источником света. Если предмет дальше от источника света, он кажется темнее, если он ближе - ярче. Зуб с высокой яркостью выглядет живым, зуб с низкой яркостью выглядет безжизненно. о   Насъщенностъ света помогает отличить «живой» цвет от тусклого, например один зуб более желтый или оранжевый чем другой. Мunsel    описывал

насыщенность как «качество, с помощью которого мы отличаем сильный цвет от слабого, белый от серого, интенсивность определенного тона, интенсивность цвета». Насыщенность цвета или глубина окраски определяется как степень чистоты или силы определенного цветового тона.

Восприятие яркости является функцией палочек сетчатки, а восприятие тона и насыщенности - фунщией колбочек. Человек лучше ои^угцает различие яркости, ведъ количество палочек зшчителъно превышает количество колбочек. Для определения цвета правильнее выбрать стандартный цветовой тон в качестве исходного образца и описать всевозможные отличия от него с использованием таких понятий, как цветовой тон, цветовая насыщенность и цветовая яркость в схеме Мunsel. Цветовая яркость - самая важная из трех характеристик цвета. Очень немногие предметы отличаются подобными оптическим многообразием, характерным для зубов человека. Мы совершим очень болыпую ошибку, если будем учитывать лишь цветовой тон, даже если «цветовой тон» приравнивать к понятию «цвет». Мы должны копировать внешний вид зуба, определяемый суммой его оптических измерений. Например, кусок дерева и кусок стекла могут иметь одинаковый цвет, но выглядят по-разному. Степень проницаемости стоматологического материала, без сомнения является столь же важной, как и его цвет. Характеристика человеческого зуба связана с его светопроницаемостью, свет проходит через зуб и теряется в полости рта. Именно поэтому проблема цвета в стоматологии очень сложная. Цвет светопроницаемого предмета может быть определена по 4 измерениям: цветовому тону, цветовой насыщенности, цветовой яркости и степени светопроницаемости.

Прозрачность и светопроницаемость

Нельзя путать два понятия: «прозрачность» и «светопроницаемость».

Под прозрачностью понимают свойство материала пропускать свет и отчетливо представлять предметы, находящиеся за этим материалом. Следовательно, свет не отражается на поверхности материала.

Прозрачность естественного зуба. полупрозрачность зубов меняется от одного человека к другому. Она также может быть высоко восприимчива к изменениям с возрастом. Зубная эмаль и дентин также подвергнуться множеству связанных с возрастом изменений. Эмаль молодого зуба не очень полупрозрачна, а дентин сильно непрозрачен. Эмаль более старого зуба истончается и становится более полупрозрачной или даже прозрачной, дентин становится менее опаковым, но более насыщенным. Светопроницаемость означает определенное свойство материала, которое не позволяет отчетливо воспринимать предметы, расположенные за ним. Часть света отражается, и материал кажется более опаковым.

Полупрозрачность была полностью изучена       который провел интересное исследование 213 человеческих зубов (резцы верхней челюсти обоих полов), и описал три типа полупрозрачности:

  • Тип А: незначительная полупрозрачность. Эти зубы не оставляют впечатления прозрачности.
  • Тип В: полупрозрачность находится только в области режущего края, в виде полосок.
  • Тип С: полупрозрачность находится в области режущего края и проксимальных

краев.

Светопроницаемость означает определенное свойство материала, которое не позволяет отчетливо воспринимать предметы, расположенные за ним. Часть света отражается, и материал кажется более опаковым.

Эффект опалесценции.

 

Этот эффект особенно выделяется у естественных зубов, как и в знаменитом камне опале. Опалы выглядят голубыми в отраженном свете и красновато-оранжевыми в проходящем свете. Зубы также демонстрируют опалесценцию. Этот эффект опалесценции является следствием особенного типа преломления лучей света, связанного с наличием очень мелких и совершенно гомогенных частиц.

В естественных зубах встречаются очень мелкие частицы, особенно в эмали, в виде кристаллов гидроксиаппатита, в среднем длиной 0,16 мкм и толщиной 0,02-0,04 мкм, которые ответственны за эффект опалесценции. Зубы будут демонстрировать степень опалесценции, в зависимости от распределения этих кристаллов. Поэтому они будут показывать голубоватый блеск, особенно в области режущего края, однако в проходящем свете будет наблюдаться оранжево-желтый оттенок.

Поверхность зуба посредством мелких частиц будет отражать короткие (400нм) волны (т.е. голубые), другие (600-700нм) длины волны оптического спектра будут поглащены. Таким образом, зуб продеманстрирует определенные голубоватые области. Проходящий свет, с другой стороны, придает оранжево-красный вид, т.к. короткие волны были отражены, и наблюдатель увидит свет только длинных волн (600-700 нм). Если изменить состав ткани, в случае с сильно окрашенными зубами (например, тетрациклиновые зубы), эта опалесценция может значительно уменыдиться или даже исчезнуть, придавая зубам некоторую долю матовости.

Отражение, преломление и пропускание света.

Комплексное явление, связанное с пропусканием света в естественном зубе или материале, может быть лучше понято, если вернуться кзаконам отражения и преломления света.

Отражение

Когда луч света, происходящий из среды с коэффицентом преломления!, падает на поверхность преломления2., образует луч, который отражается в среду 1, и луч, подвергающийся преломлению в среде 2. Углы падения и отражения всегда будут идентичными. Однако угол преломления будет пропорциональным коэффиценту преломления материалов, пересеченных световыми лучами. При определенных обстоятельствах, когда весь посторонний свет отражен поверхностью, будет иметь место полное внутреннее отражение - явление, происходящее, когда угол падения превышает угол, при котором будут отражены все лучи (критический угол). Это, почему появляются белосоватые области на зубах, в действительности это не что иное, как результат полного отражения световых лучей. То же самое относится и к режущим краям, где иногда появляется очень тонкий белый край (эффект «ореола»), нарушая голубоватый вид края. Однако это является следствием гораздо более сложного явления и зависит от угла падения света.

Таким образом, полное внутреннее отражение или полное его отсутствие, т.е. преломление, могут происходить в зависимости от угла падения света.

Влияние вида поверхности на эффекты отражения света Когда свет падает на гладкое, плоское, не прозрачное тело, все отраженные лучи будут параллельными. Если тело неровное, отраженные лучи больше не будут параллельными, -будет иметь место истинное рассеяние этих отраженных лучей. Когда свет падает на гладкое, плоское, прозрачное тело, все прошедшие лучи будут параллельны. Если тело неровное, прошедшие лучи будут обращены во множество направлений или «рассеяны» Таким образом, оптический аспект поверхности изменяется поверхностной геометрией. Текстура естественных зубов состоит из мелких поверхностных неровностей, которые имеют значительное влияние на отражение и, следовательно, на цвет зуба, который к тому

же подвергнется возрастному изменению. Чем более неровна поверхность зуба. Тем менее полупрозрачна она будет.

Начало разработки и совершенствования стоматойогических фотополимеризаторов относится к 1977 году - году появления композитных пломбировочных материалов, полимеризация которых запускалась посредством  фотоинициации.

Сегодня в науке известны след. виды полимеризаторов: галогеновые, диодные, плазменнодуговые и лазерные, но для рабсгры долгое время доступными были галогеновые устройства.

Галогеновые лампы. Галогеновые полимеризаторы должны иметь выходную
мощность светового потока в минуту 400 мВт/см2 при длине волны 380-520 нм. На
практике, не смотря на,стандарты, считается что этой мощности может быть
недостаточно, так как она может часгично теряться из-за скрытых повреждений прибора
или в тех случаях, когдаЧ1еобходима глубокая полимеризация, например, для фиксации
безметалловых конструкций. Поэтюму диодные устройства, у которых мощность
светового потока соответдгвубгг 700-800 мВт/см2 и выше, становятся все более
популярными.

Современный стоматологический   фотополимеризатор - это устройство, позволяющее получить поток света с необхёдилшми для полноценной полимеризации пломбировочных материалов световыми и тешювыми характеристиками, состоящее из узлов и деталей, конструктивно и эргономйчно связацных друг с другом.

Светодиод (Ь.Е.В.) - этс/полупроводниковое оптическое устройство, заключенное в прозрачную эпоксиднукуоболочку. Наорр светодиодов, объединенных в одном устройстве, может генерировать достатонно энергии для обеспечения функции устройства, работающего в той или иной области, в том числе и в стоматологии. Применяемые в светсшиодных полимеризжгоров синие светодиоды излучают свет в очень узкой части видимого спектра частот (450-470 нм), пик которого практически соответствует точке/наибольшего поглащения света камфара хиноном - наиболее распространенным/фотоинициатором в современных светоотверждаемых материалах. Поэтому коэффицент полезного действия света. излучаемого Ь.Е.В.- полимеризатором, гораздо выше, чем у галогеновых фотополимеризаторов.

Принцип действия светодиодов основан на преобразовании потенциалов электрической энергии в электромагнитную энергию света. Для начала реакции взаимодействия электронов и протонов светодиода требуется минимальное количество энергии, что позволило сделать диодные полимеризаторы эргономичными и беспроводными. Диодным полимеризаторам присуще одно приемущество - отсутствие теплового излучения, исключающее такие осложнения, как перегрев тканей зуба или ожог слизистой оболочки полости рта.

Отличительной характеристикой диодных приборов является более эффективная полимерицазия. В современных инициаторах в качестве инициатора реакции фотополимеризации наиболее часто используют камфорохинон. Излучаемый диодными лампами узкий спектр синего света максимально соответствует спектру поглащения света камфорохиноном , что дает более глубокую полимеризацию и позволяет без потери качества значительно сэкономить рабочее время.

Цвет естественных зубов.

На цвет естественных зубов влияют несколько параметров. Он зависит от толщины, состава и структуры тканей, образующих зуб. Эти три параметра значительно изменяются в течении жизни, таким образом влияя на цвет зуба.. Зуб состоит из следующих основных тканей - пульпы зуба, дентина и эмали. Каждая из этих тканей обладает разными оптическими свойствами.

Пульпа

Пульпа обычно темно-красного цвета, находится в центре зуба. Объем, занимаемый пульпой, значительно изменяется с возрастом, болыпе всего он в молодом возрасте, что влияет на общий цвет, придавая розоватый цвет, часто заметный с лингвальной поверхности. Пульповая камера значительно суживается с течением времени, и ее влияние на оттенок зуба снижается.

Пульпа считается наиболее важной частью зуба. Именно посредством активности в маргинальной зоне дентин развивается во время образования зуба, как и в течении жизни зуба (вторичный физиологический дентин).

Дентин

Дентин, наиболее важная ткань зуба в отношении цвета, окружает пульповую камеру. В
норме он покрыт эмалью или цементом. Дентин состоит из минералов (примерно 70%, в
основном гидроксиаппатит), органического вещества (20%) и воды (10%). Низкое
содержание минералов в дентине, в сравнении с эмалью, и высокая доля органических
веществ объясняет относительную непрозрачность первичного дентина. Его проницают
значительное количество узких и продолговатых полостей, или дентинных!каналцев. Эта
канальцы специфичны ддя первичного дентина, способствуют избирательному
преломлению света, вследствие чего определенные лучи будут отражены, а другие
пропущены .Подобное преломление света приводит к непрозрачности первичного
_дентина. Этот дентин может измениться с возрастом. Образуя вторичный
физиологический дентин или дентин других типов, проявляя различную структуру и
состав, что повлияет на оптические свойства этих тканей

Вторичнъш физиологический дентин: он откладывается на протяжении жизни, но формируется спорадически. Он имеет большое содержание минералов, чем первичный дентин, и менее непрозрачен. Он также обладает более высокой степенью хроматичности. Склеротический дентинпроявляется как ответ пульпы на кариес или травму. Он обычно более насыщен, чем первичный или вторичный дентин, и ограничен областью травмы.

Эмаль

Это наиболее твердая и минерализованная ткань тела. Она состоит на 95% из минералов и 5% из воды и органического вещества. Высокое содержание минералов, природа и расположение кристаллов гидроксиаппатита делают эту ткань твердой, хрупкой, полупрозрачной и рентгеноконтрастной.

Внешний вид зубной эмали зависит от ее состава, толщины, степени полупрозрачности, опалесценции и текстуры поверхности. Как и в случае с дентином, все эти параметры разовьются с течением жизни зуба (таким образом влияя на оптические свойства эмали). I/Толщинаэмали меняется между тремя различными частями зуба:

  • В режущей трети толщина эмали может достигать 1,5 мм. В молодых зубах край часто полностью состоит только из эмали, что придает этой области особую полупрозрачность, часто придавая режущему краю голубоватый вид посредством эффекта опалесценции. В некоторых случаях эта полупрозрачность распространяется на проксимальные области.,
  • В средней трети эмаль истончается и зуб становится менее полупрозрачным.

•  В пришеечной трети эмаль может стать очень тонкой (0,2 - 0,3 мм) и, при наличии только очень тонкого слоя, эта ткань становится чрезвучайно прозрачной и просвечивает цвет подлежащего дентина, таким образом, создавая значительно более непрозрачный эффект.

Таким образом, оптические свойства эмали зависят от ее толщины, так же как и от ее составаМЗ молодом зубе эмаль имеет меныиее содержание минералов и очень толстая, создавая оптический эффект неболыпой полупрозрачности, таким образом, зуб выглядит очень яркий.т более старом зубе эмаль становится более насыщенной минералами и более тонкои, вследствие естественного истирания. Это выражается оптическим эффектом очень выраженной полупрозрачности или даже прозрачности, что позволяет просвечивать цвету подлежащего дентина.

Причины разнообразия естественного цвета зубов

Как уже объяснялось естественный цвет зуба зависит от состава, структуры и толщины зубных тканей. Любые изменения, трансформации или перестройки в любой из этих тканей, механические, химичексие или биологические, вызовут изменение в цвете зуба. Естественный зуб являегся настоящей цветовой мозайкой в «желтовато-белом» диапизоне. Эта гармония цвета варьирует от человека к человеку и даже от зуба к зубу. Причины этих цветовых вариаций, как уже объяснялось, зависят от числа факторов, и наследственный фактор играет в этом важную роль.

Различие в топографической локализации ведет к вариациям в расположении кристаллов каждой ткани во время фазы минерализации, что отражается на светопропускании. Качество минерализации остается под контролем витаминов, таких, как А и В; гормонов, таких, как питуитриновый, щитовидной и паращитовидной железы; питания, которое должно обеспечивать регулярное и адекватное поступление кальция и микроэлементов, таких, как, фтор.

Прорезывание зуба в зубной дуге не означает окончание развитйя процесса развития. В минерализованных тканях протекают множество обменных процессов. Эти ткани сообщаются с кровообращением посредством пульпы и с полостью рта посредством слюны. Тетрациклиновое окрашивание является хорошим примером переноса веществ к дентину посредством циркуляции крови. Эмаль тоже может пропускать красители вследствие своей пористости и поверхностных дефектов (трещины и фиссуры). Некоторые авторы считают, что эти дефекты могут быть местом проникновения микробной инфильтрации. Здесь необходимо провести четкое разделение между трещинами и фиссурами, которые часто путают.

Фиссуры: также известны как «эмалевые ламеллы» - места разрыва или излома, часто появляющиеся при созревании хрупкой эмали . Эти дефекты, продолжающиеся на различную глубину, могут проходить до дентоноэмалевого соединения или даже, в некоторых случаях дальше  В фиссуре находится кератиноподобная органическая ткань, которая может быть с легкостью окрашена экзогенными пигментами. Протяженность этих окрашиваний может простираться на дентин.

Трещины: также находятся в эмали, и чаще всего возникают как результат окклюзионной
травмы и жевания.                                                                                    ,

Эмаль,с ее отсутствием упругости, может ломаться при определенных условиях механической или термической нагрузки. Эти трещины выглядят как полосы или непрозрачные белые поверхности. Трещина, пространство часто заполненное воздухом или водой, разделяет две эмалевые поверхности, что образует область преломления для лучей света, проходящих сквозь эмаль. Этот вид дефекта увеличивает проницаемость эмали. В некоторых случаях эти трещины инфильтрированы внешними окрашивающими веществами и выглядят белыми, оранжевыми или коричневыми полосками.